Главная » 2010»Февраль»10 » Взрыв на железной дороге в Петербурге местные следователи считают терактом
Взрыв на железной дороге в Петербурге местные следователи считают терактом
16:09
В то же время СКП сообщает, что преступники просто хотели «наделать много шума». Третий подрыв на Октябрьской железной дороге говорит о том, что проблема безопасности до сих пор не решена. В милиции и на железной дороге перекладывают ответственность за предотвращение ЧП друг на друга.
Северо-Западное следственное управление на транспорте считает, что взрыв на железной дороге в Санкт-Петербурге был терактом.
«Мы расцениваем это как теракт, это основная версия. Лучше перестараться», – передает «Интерфакс» слова руководителя управления Анатолия Квашнина.
По его словам, служебная собака уже установила место, где предположительно скрывался подрывник в ожидании взрыва. Тем не менее пока официально сообщается, что уголовное дело возбуждено по статье 222 УК РФ «Незаконный оборот оружия и взрывчатых веществ». Хотя, неофициально, источники агентства в правоохранительных органах заявили, что возбуждено и второе дело – по статье «теракт».
При этом официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре РФ Владимир Маркин заявил, что, скорее всего, ЧП на железной дороге – это не теракт, передает «Интерфакс». «Преступники, готовившие и осуществившие взрыв, скорее всего, преследовали цель лишь наделать много шума и привлечь внимание средств массовой информации», – заявил официальный представитель СКП РФ.
Сейчас эксперты скорректировали данные о мощности взрыва. Первоначально сообщалось о 400 граммах в тротиловом эквиваленте. По уточненным данным СКП РФ, «мощность взрыва не превышала 200 граммов в тротиловом эквиваленте».
«Проводятся неотложные следственные действия, устанавливаются обстоятельства и мотивы преступления, а также лица, его совершившие», – добавили в СКП.
Взрыв произошел в 4.15 утра на юге Санкт-Петербурга недалеко от Ленинского проспекта. Был поврежден рельс первого основного пути на перегоне Броневая – Лигово Санкт-Петербург-Витебского отделения Октябрьской железной дороги. По этому пути с Балтийского вокзала следовали электрички пригородного сообщения.
Взрыв произошел прямо под колесами проезжавшей по рельсам дрезины, на которой находились два человека. Машинист дрезины получил ранения ноги, больше никто не пострадал. По данным СКП РФ, на месте взрыва образовалась неглубокая воронка диаметром 1 метр, насыпь не разрушена.
Движение поездов было остановлено, а после 8.50 утра электрички вновь пошли, но уже по второму основному пути. Это уже третий взрыв на Октябрьской железной дороге – филиале РЖД.
В августе 2008 года в Новгородской области был подорван поезд «Невский экспресс», курсирующий между Москвой и Петербургом. Тогда пострадали 60 человек, из них 30 были госпитализированы. Второй подрыв «Невского экспресса» произошел 27 ноября 2009 года. Погибли 27 человек, почти 100 получили ранения. В обоих случаях преступники закладывали взрывные устройства на длинных перегонах.
О том, что железная дорога доступна для преступников, заговорили еще после первого теракта.
После второго взрыва российские власти потребовали от Национального антитеррористического комитета улучшить систему обеспечения безопасности железнодорожного транспорта. Президент ОАО РЖД Владимир Якунин пообещал оснастить всю железную дорогу видеокамерами.
В компании говорят, что стоимость такой системы тотального видеослежения – 3 млрд рублей, из которых 60 млн уйдут на проектирование. Однако, как стало известно «Газете.Ru» от источников в РЖД, на время в качестве мер безопасности руководство железной дороги решило поставить на каждом участке двух проводников, среди которых в основном женщины, и одного милиционера. «Проводников заставляли дежурить на каждом участке Октябрьской дороги вместе с милиционерами во время запуска между Москвой и Санкт-Петербургом скоростного поезда «Сапсан». Сейчас дежурства уже сняты.
В РЖД собираются разрабатывать систему охраны: вводить видеонаблюдение, камеры, датчики. Но пока все это в проекте», – рассказал источник. В Северо-Западном УВД на транспорте МВД РФ «Газете.Ru» сообщили, что охранять железнодорожные пути – это не их задача.
«Наши сотрудники не дежурят по пути следования поездов, а обеспечивают сопровождение составов, то есть едут в поездах, – пояснила старший референт пресс-службы УВДТ майор милиции Светлана Песковская. – В наши обязанности входит также получение упреждающей информации и реагирование на нее». Другими словами, только если в милицию поступит сообщение о подозрительных лицах, гуляющих по рельсам, то сотрудники УВДТ немедленно прибудут на место. «Обеспечение безопасности путей входит в задачу службы безопасности РЖД», – сообщила Песковская, добавив, что «милиционера у каждого столба все равно не поставишь».
В самом ОАО РЖД категорически не согласились с утверждением милиционеров. «Обеспечение безопасности на железной дороге и защита от внешних вмешательств – это прерогатива правоохранительных органов, а наша служба безопасности отвечает только за оснащение объектов железной дороги системами видеонаблюдения и тепловизорами», – сообщила заместитель начальника службы по связям с общественностью Октябрьской железной дороги Светлана Минина. Были ли камеры на участке, где произошел взрыв, она сказать затруднилась.
По словам работников компании, сотрудники службы безопасности РЖД действительно охраняют переезды, мосты, крупные развязки, но на перегонах они не стоят. На вопрос, кто же все-таки смотрит за путями, представитель железной дороги ответила, что для этого ОЖД «нанимает сотрудников охранных предприятий, но у них зачастую нет оружия», так что смысл их работы практически сходит на нет. Впрочем, выяснилось, что фактически за состоянием рельсов и отсутствием на них посторонних предметов должны смотреть путейцы.
«Служба пути осуществляет плановые осмотры, – добавила Минина. – Все обходчики прекрасно знают, что если они заметили подозрительные предметы, они обязаны немедленно сообщить об этом дежурному по дороге, а тот сразу передает информацию в милицию или МЧС». Однако она не смогла пояснить, как часто происходит осмотр рельсов. «Да и не поставишь путейцев на каждом перегоне», – подытожила сотрудница ОЖД.
Как передает «Интерфакс», во вторник замглавы ФСБ России, глава аппарата Национального антитеррористического комитета (НАК) Владимир Кулишов заявил, что на ближайшем заседании НАК «будут рассмотрены» разработанные межведомственной рабочей группой (в нее вошли представители правоохранительных органов, Минтранса России и акционерного общества «Российские железные дороги») «дополнительные антитеррористические меры» на железных дорогах.